Техника плавания VS Стиль плавания

 

Автор статьи: Уэйн Голдсмит – известный австралийский тренер, автор множества обучающих статей, публикуемых в австралийских и международных изданиях. Руководитель школы плавания Moregold Swim Centre (Австралия, Новый Южный Уэльс). Более 25 лет сотрудничает с ведущими спортивными организациями мира, включая институты спорта, Олимпийские комитеты и национальные федерации плавания в Австралии, Великобритании, Новой Зеландии, Южной Африки и других странах.

 

Определенно кажется, что передвижение в воде рыбам и всем водоплавающим существам дается без напряжения: они естественно «вливаются» в поток воды, как будто являются его неотъемлемой частью. И если попытаться подобрать слова, чтобы описать плавательные движения морских обитателей, на ум придут следующие характеристики: «расслабленные», «равномерные» (ритмичные), «легкие», «спокойные», «плавные», «естественные».

Однако для большинства пловцов, которые приходят в бассейн, включаются в группу и становятся частью тренирующейся команды, ориентирами служат термины, на которые опирается концепция программы тренировки:

  • Effort (усилие)
  • Time (время)
  • Pace (темп)
  • Speed (скорость)
  • Kick (толчок ногой)
  • Pull (гребок рукой)
  • Catch (пронос руки)
  • Push off (отталкивание)

Понимать смысл и назначение данных спортивных терминов для обучения плаванию важно. Однако, забегая вперед, объясним: это не то, что действительно имеет значение в момент тренировок. Гораздо важнее не что вы делаете, находясь в бассейне, а как вы это делаете.

С первого гребка и прежде, чем проплыть первый бассейн, пловцу (и тренеру) необходимо знать, как плавать слаженно и легко, придерживаясь ритмичной, плавной техники. Не нужно «высматривать», кто проплывает бо́льшее количество бассейнов за меньшее количество времени и пытаться угнаться за ним! Кстати, специально для таких пловцов у тренеров есть поговорка: «they do their fast work too slow and their slow work too fast» (дословно: они выполняют скоростные тренировки слишком медленно, а медленные тренировки – слишком быстро). Иначе говоря, такие пловцы неправильно, ‘невпопад’ распределяют свои силы и скорость. Они приходят в бассейн лишь с целью «выложиться на полную за максимально короткое время». 

Конечно, можно понять навязчивое желание познать грани своих сил, узнать, на что ты способен, сколько сможешь «набрать» за тренировку миль, сосредоточившись исключительно на количестве бассейнов. Однако, сможете ли вы быстрее и легче проплыть дистанцию уже на соревнованиях, больше зависит от вашего понимания того, как должны работать руки и ноги пловца, нежели от объема выполненной на тренировке работы. 

Данная статья призвана обсудить как вы будете плавать – развивая собственный, уникальный стиль (это важно!). Ее не менее важная цель – аргументировать точку зрения на то, что объем выполненного плана тренировок (т. е. что вы делаете) имеет второстепенное значение по сравнению с тем, как вы это делаете.

 

500 программ тренировок по плаванию… Чему я научился?

 

Более 500 различных (да, пятисот!) по своим программам тренировок, посещенных в разных уголках мира за последние 25 лет, дают ясно понять одно: единственное правило для создания плана тренировки заключается в отсутствии этих самых единых правил, схем, систем, шаблонов!

В весьма успешной школе плавания в США ежедневной задачей для пловцов являлось долгое и упорное выполнение программы аэробной тренировки. В одной из других школ основной упор в плане тренировок делался на скорость, резкость (explosiveness, аналог «импульсивность»), работу над техникой и силовые тренировки в тренажерном зале – и они также достигли высокого уровня и добились успеха. Я работал со множеством тренеров из Великобритании, Испании, Германии, Южной Кореи, Канады, Японии, Южной Африки, Новой Зеландии, а также из столиц каждого штата/территории Австралии. В итоге понимание того, что из себя представляет тренировка по плаванию – то есть ее содержание, концепция, динамика, варианты, расчеты, количество подходов, упражнений и прочее, и прочее – оно очень неоднозначно, меняется от программы к программе, от тренера к тренеру.

Только за последний год, например, сотрудничая с тренерами и спортсменами мирового класса и Олимпийского уровня с четырех континентов, я сделал вывод о том, что значительные изменения в программу тренировок вносятся в среднем каждую неделю! Одни из тренеров предпочитают ставить еженедельную нагрузку в 32 км и даже меньше и достигают результатов мирового уровня! Другие, также демонстрирующие лучшие результаты в мире плавания, ставят нагрузку в 80-100 км (и больше) на каждую неделю. Несмотря на «еженедельную» разницу в несколько десятков километров, пловцы на соревнованиях финишируют буквально в долях секунд друг от друга.

Так что однозначно ясно – нет какого-то единого метода, общего способа, нельзя сгрести под одну гребенку все концепции тренировок для всех пловцов!

 

Такие разные, и при этом такие похожие


Тем не менее можно выделить общие определяющие факторы и технические стороны, которые включены в лучшие программы по плаванию у знаменитых пловцов:

1. Все пловцы находятся в воде в расслабленном состоянии;

2. Они не «врываются» в воду с силой, а делают это «скользяще», «протекают» в нее;

3. Их дыхание – глубокое и равномерное;

4. Они стараются улучшить такие навыки, как нырок, старт, поворот и финиш;

5. Они предпочитают неспешное, свободное плавание;

6. Они работают над развитием быстрой скорости, но, опять же, двигаясь максимально легко и без напряжения;

7. Они серьезно относятся к процессу восстановления: руки в такой момент полностью расслаблены, двигаются плавно и мягко;

8. И самое главное: они считают, что выполненный план тренировок – это еще не конец!

Здесь нет соперничества между пловцами, между «моей тренировкой» и чьей-то еще. План тренировки с бо́льшим количеством милей не cделает пловца лучше. Только если эти мили не преодолены с целью совершенствовать каждое движение, лежащее в основе эффективного плавания.

 

Не стоит тратить свое время на попытки выработать «идеальную» технику. Это миф


Очень много пловцов и тренеров расточают попусту время и энергию, стараясь совершенствовать технику, приближая ее к идеалу. Они увидели по ТВ Майкла Фелпса, поразились тому, как он плавает, и решили – «Я должен делать это так же».

Можете забыть об этом.

Во-первых, не существует одной «идеальной» техники для всех пловцов вне зависимости от возраста, уровня подготовки, умений и опыта.

Во-вторых, нужно учитывать большую разницу между понятиями «Техника» и «Стиль»:

Техника – общий перечень базовых вещей, который распространен для всех видов плавания.

Стиль, наоборот, уникален для каждого пловца. Это индивидуальный способ плавания, при котором тело принимает наиболее оптимальное, стабильное положение в воде, позволяющее добиться высокой эффективности.

В-третьих, хотите верьте, хотите нет – техника плавания у Майкла Фелпса НЕ идеальная… так же, как и у других величайших пловцов всех времен, но…. ОНА ИДЕАЛЬНА ИМЕННО ДЛЯ НЕГО

Никто не может плавать точно так же, как кто-то другой – у каждого есть свой стиль плавания. И при этом каждый может изучить основы эффективных методов плавания и применять их на тренировках, создавая собственный, уникальный стиль плавания.

_________________________________________________________________________

История о стиле плавания Александра Попова, или Моя самая большая ошибка в плавании.
 



Некоторое время назад у меня была прекрасная возможность побывать в Австралийском институте спорта и наблюдать за выдающимся пловцом-спринтером в вольном стиле – мировым рекордсменом, четырехкратным олимпийским чемпионом, шестикратным чемпионом мира Александром Поповым. Его тренер, Геннадий Турецкий, был приглашен Доном Таблотом (главный тренер сборной Австралии по плаванию в то время), чтобы помочь изменить основные принципы развития спортивного плавания в Австралии.

Изредка, пока Попов тренировался, Геннадий звал меня пройтись, пообщаться, и эти дни запомнились мне как одни из самых лучших за всю историю моей спортивной карьеры. Я стал фанатом Попова и вскоре почувствовал, что сочетающиеся в его движениях легкость, плавность, расслабленность и при этом высокая скорость – это и есть единственный верный способ, которому должен следовать каждый пловец во всем мире и пытаться плавать так, как делает это Попов. Я смотрел, изучал и старался узнать так много, как это возможно, наблюдая за этим великолепным пловцом час за часом. В то же время я сотрудничал с Swimming Australia (федерация плавания Австралии): путешествуя по стране, я общался на тему техники плавания со многими тренерами и пловцами… и, ЕСТЕСТВЕННО, всех, кого я ни встречал, я пытался научить «гребку» Попова, тренировкам и упражнениям Попова, таймингу и спринтерской технике Попова. Потому что я был уверен, что это единственный правильный способ плавания! Моя проблема обнаружилась позже, когда я понял… что Попов – единственный, кто может плавать как Попов! Это не просто его техника... это – его личный, уникальный стиль, который принес ему огромный успех. И научить кого-то плавать именно так, как он, практически невозможно! 


 Итак, в чем же заключается хорошая техника плавания? И чем она отличается от стиля плавания?


Хорошая техника строится на соблюдении простых концепций:

1. Осознайте, как важна координация и взаимосвязь движений головы и бедер – старайтесь во время плавания придать телу «нейтральное» положение, как при ходьбе;

2. Двигайте руками мягко, а ногами – свободно и расслабленно;

3. Делайте полные и глубокие вдохи и выдохи – никогда не задерживайте дыхание при плавании! Потому что тогда вы создадите напряжение, а это – враг вашей эффективности;

4. Во время проноса держите руки и локти близко к поверхности воды; кончики пальцев должны двигаться мягко и плавно;

5. Двигая руками, сменяйте темп с медленного на более быстрый, ускоряясь постепенно по мере движения;

6. Когда вы восстанавливаетесь, старайтесь оставаться в расслабленном, ненапряженном состоянии. Это правило относится к каждому движению.

Вот этот перечень может быть назван техникой. Напротив, стиль, как уникальный, индивидуальный метод выявить оптимальный для спортсмена способ плавания, основывается на ряде следующих факторов: уровень физической подготовки, работа стабилизирующих мышц кора, гибкость плеч, подвижность и особенности анатомии тела (например, пропорциональность соотношения длины плеча и предплечья и т.д.).

Позвольте пловцу создавать свой стиль, не отвлекаясь на оттачивание базовых основ хорошей техники. Обращайте внимание лишь на конкретные нюансы (работа мышц, недостаточная сила и т.д.), которые препятствуют овладению пловцом хорошей техники, и помогите преодолеть эти ограничения. Развитие собственного стиля плавания должно быть основной, постоянной целью. Это правильный подход для каждого пловца по сравнению с шаблонными тренировками, подходящими «под всех». Именно этот момент является наиболее важным, а не стремление воссоздать «вымышленную» биомеханику идеального гребка.

 

В заключение:


1. Если бы вам пришлось изобрести способ плавания для человека, опираясь на опыт наблюдения только за морскими существами (а не за людьми), то ваш подход значительно отличался бы от методики нынешних тренеров и пловцов.

2. Сосредоточьтесь на легком и естественном входе в воду, совершая плавные, расслабленные, но контролируемые движения. Мили наверстаете позже! Попытка достичь эффективности за счет бо́льшего количества «бассейнов» по сравнению с кем-либо не является гарантом высоких результатов на соревнованиях.

3. Не зацикливайтесь на мелочах. Единой, «лучшей» техники абсолютно для всех пловцов не существует: нет ни идеального угла для входа руки в воду, ни идеального положения для головы (хотя это очень важно для пловца). Изучите основы эффективного плавания и последовательно применяйте их на практике, чтобы разработать свой индивидуальный стиль.

4. Во всем мире используются самые разные планы тренировок (особенно, когда речь идет об их объеме). Но секрет успеха одинаков для всех и везде, где занимаются плаванием - Если это удобно для тебя, то это работает на тебя (If it works for youthen it works for you)!

Копирование, распространение и перепечатка информации, доступной на нашем сайте, запрещено. Игнорирование данного пункта является нарушением законодательства об авторском праве. При появлении наших материалов на других сайтах мы будем вынуждены обратиться в суд. Авторские права защищены.
*